Дизель
Слово «дизель» известно водителям, железнодорожникам, морякам и никем не воспринимается, как фамилия. Но, оказывается, существовал человек – Рудольф Дизель, благодаря которому развитие автотранспортной сферы получило очень мощный импульс.
О знаменитом немецком инженере-конструкторе Рудольфе Дизеле заговорили после того, как он изобрел уникальный силовой агрегат и провел успешные его испытания в самых разных условиях. 23 февраля 1893 года Императорское патентное ведомство Германии выдало изобретателю патент № 67207. С этого события берет начало история нового двигателя внутреннего сгорания - дизельного. Сначала дизели ставились на корабли, и первый такой корабль был спущен на воду в 1903-м году. Автомобили получили дизельные двигатели, когда были разработаны их компактные варианты. Первая грузовая автомашина с таким двигателем сошла с конвейера Германии в 1908-м году, а в 1936-м дизельный двигатель наконец-то получила первая легковая автомашина – это был Mercedes-Benz 260 D.
Современные дизельные двигатели используются чаще в грузовиках и автобусах.
Дизель Mercedes Benz Race Truck Motor OM 501 LARНа сегодняшний день, без всякого сомнения, дизельный двигатель полностью соответствует потребностям автомобилистов и превосходит многие другие двигатели по своей мощности и динамике. Оказывается, каждая вторая машина в Германии имеет дизельный двигатель. Правда, следует учесть, что в основном ими оснащаются большие грузовики, а легковые автомобили чаще идут на экспорт, так как малые габариты легковых дизелей не могут обеспечить им должную экологическую чистоту, а с этим в Европе сегодня очень строго.
Конструкция дизельного мотора
В дизельном двигателе камера сгорания не имеет свечей зажигания. Именно это отличает данный силовой агрегат от других двигателей. А топливо при работе мотора самовоспламеняется благодаря высокому давлению, которое оказывают на него движущиеся поршни, и соответствующему росту температуры. В камере сгорания топливо с помощью насосов нагревается. Затем топливо начинает сжиматься при помощи поршня и воспламеняется. Происходит микровзрыв, который толкает поршни в противоположных направлениях.
В дизельном двигателе камера сгорания не имеет свечей зажигания. Именно это отличает данный силовой агрегат от других двигателей. А топливо при работе мотора самовоспламеняется благодаря высокому давлению, которое оказывают на него движущиеся поршни, и соответствующему росту температуры. В камере сгорания топливо с помощью насосов нагревается. Затем топливо начинает сжиматься при помощи поршня и воспламеняется. Происходит микровзрыв, который толкает поршни в противоположных направлениях.
Особенности эксплуатации дизельных двигателей
В обычных двигателях, которые стоят на легковых автомобилях, установлены свечи накаливания. При помощи поворота ключа загорается желтая лампочка. Как только она гаснет, заводится стартером коленвал. Топливо впрыскивается в зону, которая разогревается свечкой и двигатель запускается. При выходе из строя свечей двигатель запустить невозможно. Необходимо регулярно проверять и менять свечи, отсоединяя от шины каждую свечу и проверять стартером. Чтобы двигатель служил дольше, приходится следить за их исправностью. В дизельных двигателях такой проблемы не существует, так как отсутствуют свечи зажигания. Воспламенение топлива происходит под давлением, и таким образом число деталей, способных выйти из строя, сводится к минимуму.
Преимущества дизельных двигателей
Преимуществ у дизеля достаточно. Во-первых, такие моторы обладают превосходными показателями экономии.
Дизельный двигатель потребляет почти на 50% топлива меньше, чем агрегат, работающий на бензине.
Автомобили с дизельным мотором, сжигая топливо, не затрачивают энергию. Для того чтобы сжигалось топливо в моторе, работающем на бензине, нужно несколько свечей зажигания. Для выдачи искры, воспламеняющей бензин в камере сгорания, свечи находятся в повышенном напряжении постоянно. Чтобы заменить свечи, высоковольтные провода и другие компоненты, нужны дополнительные затраты.
Для дизельного двигателя свечи зажигания приобретать не нужно, а это приличная экономия.
Если говорить о безопасности, то солярка менее всего подвергается горению, чем бензин. Дизельное топливо не будет воспламеняться от повышенного источника тепла. К тому же от бензина выделяются вредные пары, а от работы дизельных двигателей такие пары не выделяются. Если двигатели, работающие на бензине, не смогут работать ни на каком другом топливе, для дизельных двигателей подойдет и синтетическое топливо.
Недостатки дизельных двигателей
У дизельных двигателей есть недостаток – это попадание воды в топливо. Выбирая автомобиль на дизельном двигателе, вы должны следить за качеством масла и топлива. Заливайте топливо только через специальную воронку с фильтром и следите за чистотой топлива. В нем не должно быть осадка.
Еще ряд недостатков – это стартер с повышенной мощностью, топливная аппаратура требует регулярной проверки и ремонта. Ремонтировать дизельные двигатели дороже, чем обычные двигатели. Поэтому необходимо постоянно обращать внимание на работу топливной аппаратуры и чистотой топлива и моторного масла. Если вы наливаете топливо, его надо наливать через воронку с ситом. То же самое относится и к маслу.
Ресурсы дизельных двигателей, из-за повышенной компрессии и детонации ниже, чем у обычных двигателей. В салоне машины во время езды вы будете ощущать вибрацию. Ездить надо спокойно и не гонять по дорогам. Относитесь к автомобилю с дизельным двигателем бережно, и он будет долго служить вам.
Есть еще один немаловажный момент. У дизельного топлива имеется специальная маркировка:
- Л - топливо для езды в летний период (от 0*С и выше);
- З – для езды в зимний период времени )от 0*С до -20*С);
- А - топливо, используемое в сильные морозы (от -20*С до -50*С).
Выбирая топливо, учитывайте сезон, в который вы будете заправлять им автомобиль.
У Рудольфа Дизеля и в мыслях не было, что его мотор, который он сконструировал в конце позапрошлого столетия, окажется таким популярным. Существует дневник инженера, в котором он предполагал ценность своего изобретения. «Агрегат работает плавно, прост и удобен в работе и оценивается выше, чем все предыдущие двигатели…» Сегодня мнение конструктора могут разделить сотни автомобилистов всего мира.
Главное, относиться к дизельному автомобилю бережно, следить за качеством моторного масла и топлива и не гонять по дорогам.